08 мая
...
прогноз на 5 дней
9 oC пасмурно
доллар евро рубль РФ

Последние отзывы

Пожар квартиры в Лепельском районе

Валет Петрович 24.04.2024 11:04
Этот барак раз в пять лет стабильно горит....

Пожар квартиры в Лепельском районе

Валет Петрович 24.04.2024 11:04
Этот барак раз в пять лет стабильно горит....

Слова благодарности в адрес хлебопеков

Наталья Филимончик 02.04.2024 14:12
Спасибо огромное работникам и хлебозавода и нашим редакторам!Так как хочется хоть грамма позитива ......

УБИЙСТВО В ЛЕПЕЛЕ

лепе 25.03.2024 17:10
лепеле...

За установку автоматов — 620 рублей. «Ходоки»-электрики снова донимают пенсионеров

Валет 23.03.2024 23:43
Прикол в том, что официальные расценки ЖКХ не намного дешевле этих)...

«Перед нами стоит задача встряхнуть вузы». Подробности острого и принципиального разговора у Лукашенко

14.02.2024, 08:30
83
0
Качество высшего образования в эпоху смены поколений: задачи и приоритеты.

Какие главные проблемы в системе высшего образования необходимо решить в ближайшее время, чему учить в вузах, почему без науки не может быть качества и как бороться с фейками и дезинформацией. Подробности острого и принципиального разговора у Президента

Благодаря твердой политической воле Главы государства в Беларуси в свое время не повелись на сомнительные реформы, сохранили лучшие традиции высшей школы, интеллектуальный потенциал нации, преемственность классического образования. Недаром к нам едут сегодня за знаниями молодые люди из разных стран мира. Но сейчас важно сделать следующий шаг, чтобы не отстать от жизни. А для этого следует разобраться, в чем мы еще недорабатываем, какие вопросы нуждаются в дошлифовке, а где необходимы принципиально новые решения. Откровенный, жесткий и для многих нелицеприятный разговор на эти темы состоялся на встрече Президента с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования. Потребовав от высших должностных лиц, руководства Правительства и ректорского корпуса выработать алгоритм решения накопившихся вопросов, Александр Лукашенко подчеркнул:

— Сегодня перед нами стоит задача встряхнуть вузы: образование, науку — все, чем занимаются вузы. Закостенели до неимоверности! Девиз Года качества озвучен — мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить... Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Важно, чтобы мы не потеряли привлекательность белорусского образования. Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. 

Важно не только количество

За два с лишним часа разговора во Дворце Независимости подняли целый пласт проблем: от качества учебников и учебных программ до подготовки кандидатов и докторов наук.

Скажем прямо: именно благодаря тому, что Президент не позволил в свое время системе образования кинуться в омут бездумных экспериментов, Беларусь сохранила лучшее из советского опыта, свой научный потенциал, что, в свою очередь, позитивно повлияло на успехи в разных отраслях экономики.

Президент напомнил, что в 90‑е в стране сделали невозможное, чтобы сохранить научные школы и компетенции по подготовке специалистов с высшим образованием. Беларусь открывала вузы в регионах: в 2004 году в Барановичах и в 2006‑м в Пинске. Таким образом, высшее образование стало еще ближе и доступнее в каждом уголке страны. Причем это делалось в период, когда экономика только-только начала оздоравливаться после финансового коллапса первых лет независимости.

— Берегли каждую копейку, вкладывали в сферу немалые средства. И результат: количество вузов выросло с 33 до 50, а студентов — в полтора раза, — подчеркнул Александр Лукашенко.   

— То есть мы не просто определили тогда стратегический приоритет государственного развития, а сделали его практикой. 

Все предусмотрели: укрепили материально-техническую базу, обновили лаборатории и учебные аудитории, построили и продолжаем строить новые корпуса и общежития, обновляем старые. Однако сегодня важно не только количество, но и качество.

Наша молодежь должна учиться в Беларуси

С учетом того, сколько сделано в стране для развития сферы высшего образования, государство вправе ожидать от молодых людей встречного движения. Права выбора, конечно, никто не отменял, но мы уже видели, чему могут научить зарубежные станции промывки мозгов, иначе их не назовешь. Взять хотя бы мутную контору в Вильнюсе (много чести упоминать ее название), которая годами взращивала последователей вражеской пятой колонны. Да и хваленые Гарварды и Оксфорды не факт, что прелесть как хороши. Хотя бы в силу того, что уклады и системы у нас разные. Одураченные выпускники с выданными дипломами даже в бургерную устроиться не могут на самую мелкую менеджерскую должность. Наша же система образования заточена именно на потребности белорусской системы. Глава государства отметил богатое ее наследие, доставшееся с советских времен:

— Будем честными: советская высшая школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции. Для нашей компактной страны 30 тысяч студентов из более чем 100 стран мира — хороший показатель. Экспорт образовательных услуг за 2023 год составил более 90 миллионов долларов. Тоже неплохо.  

Теперь надо дошлифовать конкретные подходы. Сегодня перед нами стоит задача встряхнуть образование в вузах, науку в вузах, все, чем занимаются вузы.

Обозначены и конкретные временные ориентиры для выполнения этого поручения. Глава государства определил:

— Сразу хочу сказать: 1 сентября ректоры вузов должны вместе со своими коллективами принять необходимые решения. Как результат — качественные выпускники и отсутствие всякого бегства за пределы страны. Ваши выпускники должны четко осознавать и понимать, что наше вузовское образование в Беларуси лучшее. Многие сбежавшие туда за образованием быстро начинают понимать разницу. Многие возвращаются, но не все. Этого шатания быть не должно. А это программы, это преподавание, преподаватели и качественный результат. Как вы будете это делать — это ваша проблема. Но до сентября, предупреждаю Правительство, Администрацию (Президента. — Прим. ред.) и министра, мы, как по школе, соберемся и спросим с каждого.

0:00/ 0:58
 
 
 
 
Наша молодежь должна учиться и работать здесь. И прекращайте бегать ко мне с какими-то очередными новациями. Народ разброда и шатания в образовании не примет. Поэтому тихо, спокойно работаем в вузах.  

Еще раз подчеркиваю: программы, учебники, преподаватели — и выходит здоровый, нормальный выпускник, который может работать в тех сферах производства, где он мечтал до поступления.

0:00/ 0:40
 
 
 
 

Жизнь ставит принципиальные и острые вопросы

Александр Лукашенко еще раз обратил внимание на то, что для сферы высшего образования сделано многое:

— Созданы условия, научные школы, интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. Поэтому мы все — абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе — вправе ожидать отдачи.  

Девиз Года качества озвучен: мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить. То есть поднимаем планку требований к себе и честно признаем, где недоработали.

Президент указал на то, что сегодня жизнь ставит принципиальные и острые вопросы. Поиск адекватных на них ответов и есть важнейшая задача науки и педагогики. Александр Лукашенко обратился к участникам встречи:

— Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений.  

Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, — Прибалтику, Украину и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? 

Понятно, для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь.


Как говорится, все познается в сравнении. Мы порой не ценим тех достояний, которые имеем, пока нам об этом не скажут друзья, у которых подобных сокровищ объективно нет. В этом контексте Глава государства упомянул о своем недавнем визите в Узбекистан:

— Богатая, продвинутая в данном случае страна, и вопрос номер один (сколько я там был и встречался с Президентом) — помогите с образованием. И не только вузовским. Подготовить специалистов помогите. Наиважнейшая, самая больная проблема. Ни деньги, ни что-то другое... Нужны специалисты. Я им говорю: пожалуйста, берите технологии, которые вам нужны, я знаю, что им нужно. А нет людей, специалистов нет.  

Но и нам расслабляться нельзя ни в коем случае и нельзя недооценивать вызовы сегодняшнего дня.

О «дошлифовке» всей системы высшего образования в стране шла речь при посещении Президентом Белорусского государственного университета в августе прошлого года. Разговор тогда состоялся многоплановый. Было четко определено, что вузы теперь под пристальным вниманием и разговор этот — только начало более глубокой дискуссии. Тогда же был вычленен и ряд проблем. Спустя полгода Президент поинтересовался: что сделано для их решения?

Первая проблема: разрыв между спросом и предложением на рынке труда

Ситуацию, которая складывалась на рынке труда в 1990‑е, помнят многие. Апеллирует к ней и Президент. Тогда в стране готовили толпы юристов, экономистов, которые, получив дипломы, шли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю, резонно замечает Глава государства, хотя на эту проблему внимание он обращал неоднократно. Отсюда и его принципиальная позиция:

— Упаси вас Господь готовить то, что нам не нужно в стране. Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление?

От участников совещания белорусский лидер потребовал объяснить факты уклонения от отработки и, что еще хуже, «договорняки» между нанимателями и вузами:

— Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается, выпустили и забыли.  

Так дело не пойдет. И напомню: вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному.
0:00/ 1:00
 
 
 
 


Отсюда и государственная задача руководителям вузов — в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока же системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Александр Лукашенко. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.

Вторая проблема: стремление выпускников получить высшее образование за границей

Это мода или объективный выбор? Такой вопрос Президент адресовал участникам встречи. Ведь, размышляя объективно, шансов реализовать себя на чужбине гораздо меньше, чем дома. Особенно последние годы весьма рельефно показали, что там мы своими никогда не станем. Да и нужно ли нам это? А свои, ответственные, патриотичные специалисты стране необходимы. Александр Лукашенко объяснил эту простую арифметику:

— Надо понимать: кого мы готовим в вузах — это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, эти люди, но с совершенно перевернутым сознанием. 

И почему БГУ, БНТУ, медвузы, БГУИР не являются для наших студентов-вундеркиндов приоритетом для поступления? Или, может, нет такой проблемы? Социологические опросы показывают, что есть. И как вы работаете со школами? Как презентуете себя выпускникам? Как взаимодействуете с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров?


Глава государства также поинтересовался тем, как можно объяснить дефицит кадров по востребованным специальностям:

— По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создавали столько профильных классов, если менее 30 процентов выпускников этих классов поступают по профилю?

Еще одна наболевшая тема — качество учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение? Президент ссылается на данные социологических исследований:

— Чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие «специалисты»? С другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? Почему они не приходят в вузы или не везут своих будущих специалистов к себе на конвейер? Почему производственники сами не идут в аудитории?

0:00/ 0:43
 
 
 
 

Третья проблема: молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание

То, что профессорско-преподавательский состав белорусских вузов за последние пару десятков лет значительно помолодел, — это факт. Но хотелось бы в этой сфере еще больше, по-хорошему, свежей крови. Технологии нынче развиваются стремительно, и порой молодые их подхватывают гораздо быстрее маститых ученых. Они нужны на кафедрах, их явно мало. Глава государства указал:

— А мы при этом еще и позволяем себе разбрасываться высококвалифицированными специалистами. Не думайте — обращаюсь к руководителям вузов, — что на ваш век хватит преподавателей.

Хотя тут с какой стороны посмотреть. Александр Лукашенко уточнил:

— Они могут быть и лишними. И я уверен, Андрей Иванович (Иванец, министр образования. — Прим. ред.), что они будут лишними у вас, когда вы приведете в нормальные чувства те программы, которые сегодня существуют в вузах. Некоторые вузы с советских времен не менялись. Возьмите посмотрите на эти программы.  

Продолжение темы читайте переходя по ссылке.
Источник: sb.by
Автор

Отзывы


При использовании материалов с сайта, гиперссылка на источник, открытая для индексирования, ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 

Лепель. Лепельский край. Районная газета © 2023 Все права защищены.


artpay transparentbelcard transparentMastercard transparentvisa transparentvbv transparentMCSC transparent

0+
Яндекс.Метрика