В будущее – через инновации

img_9855Для большинства людей деятельность учреждений образования ассоциируется с планомерной и стабильной работой: уроки и занятия, факультативы и конкурсы, секции и домашние задания. Однако в последние годы, когда активно развиваются различные сферы, много изменений произошло и в системе образования. В работе воспитателей и педагогов появилось ещё одно важное направление – инновационная деятельность.

В Лепельском районе это направление нашло эффективное воплощение в работе учреждений образования абсолютно всех уровней – дошкольного, среднего и дополнительного. Об этом свидетельствуют конкретные цифры и результаты. Ежегодно реализуется от 4 до 5 республиканских инновационных проектов и от 6 до 7 – областных (творческих) исследовательских. Организатором и координатором этого направления работы является ГУ «Лепельский районный учебно-методический кабинет» отдела по образованию. Для чего же нужна инновационная деятельность и к каким результатам она может привести? На эту тему мы беседуем с Натальей Ковриго, заведующей ГУ «Лепельский районный учебно-методический кабинет».
– Наталья Николаевна, что подразумевает инновационная деятельность и как она реализуется в нашем районе?
– Понятие «инновация» означает новшество, изменение. Применительно к педагогическому процессу инновация подразумевает введение нового в методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В Лепельском районе уже на протяжении 5 лет инновационная деятельность даёт свои результаты – повышаются многие показатели учебного и воспитательного процессов, внедряются уникальные подходы к подготовке подрастающего поколения во взрослую жизнь.
– Можете привести примеры участия педагогов района в инновационных проектах?
– Хорошим примером является опыт ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района», где уже 2-й год реализуется республиканский проект «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии». В основе этого проекта – повышение уровня познавательной деятельности учащихся через использование активных форм групповой и парной работы, а также выполнение творчес­ких заданий в рамках подхода Lesson Study.
Не менее ярким будет также пример участия 2 учреждений образования района – ГУО «Гимназия имени И. М. Ерашова г. Лепеля», а также ГУО «Средняя школа №1 г. Лепеля» – в республиканском инновационном проекте «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления». Главной целью этого проекта является тьюторское и психолого-педагогическое сопровождение одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления. Говоря о тьюторстве, мы имеем в виду индивидуальное наставничество над конкретным ребёнком, поддержку в нём высокого уровня мотивации к учёбе.
– Наталья Николаевна, есть ли успешные примеры тьюторства во взаимоотношениях между учащимися и учителями Лепельщины?
– Итогами работы этого инновационного проекта на Лепельщине стали высокие показатели учащихся в централизованном тестировании, а также поступлении в ВУЗы. Так, Алеся Тарасевич, выпускница ГУО «Гимназия имени И. М. Ерашова г. Лепеля», в результате эффективного психолого-педагогического и тьюторского сопровождения прошла все этапы республиканской олимпиады по английскому языку и стала обладательницей 100-балльного сертификата по ЦТ.
Благодаря тьюторскому сопровождению к высоким результатам пришли и выпускники 2019 года ГУО «Средняя школа № 1 г. Лепеля» – Валентина Гринкевич, Карим Гайсёнок и Ян Кривец получили по 100 баллов на централизованном тестировании по отдельным предметам.
– Содействует ли инновационная деятельность подобным успехам в учреждениях дошкольного образования?
– В 2018-2019 учебном году на базе УО «Ясли-сад №6 г. Лепеля» работала рес­публиканская площадка по реализации экспериментального проекта «Апробация научно-методического обеспечения исследовательской деятельнос­ти воспитанников учреждений дошкольного образования». В основе этого проекта находится исследование детьми окружающей действительности как продуктивного способа освоения. Иными словами, ребёнок познаёт мир посредством игры и опыта.
– Какие инновационные проекты будут реализованы в учреждениях образования в текущем учебном году?
– В этом учебном году будут внедряться новые проекты и продолжится осуществление уже реализуемых. К примеру, в ГУО «Средняя школа №3 г. Лепеля» продолжится реализация республиканского проекта «Внедрение модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 9-11 классов на основе социально-ценностного отношения к изучению иностранного языка». В рамках этого проекта педагогами разрабатываются индивидуальные планы, определяются тематики исследований, а также проводятся учебные занятия и внеклассные мероприятия.
* * *
img_20200221_120755Участие в республиканских инновационных, областных исследовательских проектах свидетельствует о высоком уровне развития профессиональных компетенций педагогов учреждений образования Лепельщины.
Сегодня 4 республиканских инновационных проекта реализуется в 5 учреждениях образования нашего района – государственных учреждениях образования «Боровская средняя школа Лепельского района», «Средняя школа №1 г. Лепеля», «Гимназия имени И. М. Ерашова г. Лепеля», «Средняя школа №3 г. Лепеля», а также ГУДО «Лепельский районный центр детей и молодежи».
Жители района принимают участие и в 6 областных исследовательских проектах. Площадками для их реализации стали ГУО «Заслоновская средняя школа Лепельского района», «Старолядненская ясли-сад – базовая школа Лепельского района», «Полсвижская базовая школа Лепельского района», «Боровский ясли-сад Лепельского района», а также «Стайский ясли-сад Лепельского района».
Только за прошлый учебный год в инновационной деятельности приняли участие 100 педагогов Лепельщины.
По итогам централизованного тестирования в 2020 году Лепель занимает 2 место в облас­ти. По результатам рейтинга за последние 5 лет район уверенно находится на второй позиции на Витебщине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>