Состоялось обсуждение проекта экспозиции зала Березинской водной системы

dsc_0105bs-2В Лепельском краеведческом музее состоялась музейная гостиная по обсуждению проекта экспозиции зала Березинской водной системы, куда были приглашены все заинтересованные.

— Есть события, которые оставили значительный след в истории Лепельщины. Одним из таких является Березинская водная система, — говорит Алина Стельмах, директор краеведческого музея.

Алина Владимировна отметила, что это уникальный памятник истории и гидротехники. Строительство канала повлияло на хозяйство, быт и традиции района, а также способствовало хозяйственному развитию региона. Он связывал территории Лепельского, Борисовского и других уездов с Черным и Балтийским морями, обеспечивал хорошие торгово-экономические связи Беларуси с Германией, Польшей и южными регионами России.

В ХІХ веке канал вдохнул жизнь в маленькое монастырское местечко Лепель, которое в 1802 году стало центром уезда, а в 1805 — получило статус уездного города. Здесь же находилась администрация Березинского канала. Благодаря этому появились обеспеченные грамотные люди, которые покупали товары в местных лавках, заботились об открытии православной церкви, открывали школу кантонистов. На протяжении почти 150 лет Березинский канал занимал особое место в городе и уезде.

В настоящее время Березинский канал — неотъемлемая часть ландшафта региона. И хоть гидротехнические сооружения разрушены, каналы обмелели, система все равно вызывает живой интерес не только у лепельчан, но и гостей нашего города.

Научный сотрудник музея Михаил Казак подготовил для гостей музейной гостиной презентацию, в которой затронул важные моменты существования этого объекта.

— Березинская водная система состояла из 6 каналов, 14 шлюзов и нескольких плотин. Все шлюзы были деревянные однокамерные, стенки наклонные, выложены тесаным камнем, нижняя часть их вертикальная и укреплялась деревянными сваями. Общая протяженность канала — 159 километров, — отметил Михаил Сергеевич.

Как известно, древнейшими путями сообщения были водные. Беларусь в этом отношении выгодно расположена, а одна из древнейших торговых дорог от Балтийского к Черному морю — «из варяг в греки» — пролегала через Полоцкую землю.

Определенные преимущества водного транспорта перед гужевым заставили русское правительство во второй половине XVII века обратить пристальное внимание на совершенствование водных путей, ведь таким образом можно было перевозить грузы в значительных объемах.

Благодаря относительно ровному рельефу верховья рек разных бассейнов близко подходили друг к другу. Это давало возможность через волоки устанавливать связь между речными системами, проводить на месте волоков соединительные каналы. Именно так была создана Березинская и другие водные системы.

На строительстве каналов работали киркой, лопатой, вручную забивали толстые сваи, сооружали водопроводы и запруды. Как отмечали местные жители деревень Волова Гора и Веребки, работать было тяжело, трудились каторжные и осужденные. Много людей умирало.

Шлюзы открывались и закрывались ручным воротом или конным приводом, вдоль каналов делали бревенчатые настилы, по ним шли упряжки лошадей, тянувшие груженые суда или плоты.

Штат Березинского канала состоял из главного смотрителя (располагался в Лепеле), 7 смотрителей и 2 помощников смотрителей, казначея, шлюзового мастера, служащих канцелярии и военной команды (9 офицеров, 85 рядовых).

Местное население более столетия занималось сплавом леса. Чиновники и администрация системы способствовали подъему торговли в Лепеле. За счет этого в городе появились хорошие дома, образцовые мосты и набережные.

После событий Первой мировой войны и революции Березинская водная система хоть и была восстановлена, но не вернула ту важную роль, которую играла в жизни региона. Но все же интенсивно использовалась до Второй Мировой войны. Жители деревни Зорницы рассказывали, как до войны ходил по Улле небольшой пароход.

Сплав леса по водной системе продолжался до конца 1950-х. Больше Березинский канал не ремонтировался. Со временем деревянные гидротехнические сооружения сгнили и разрушились, камни, укрепляющие откосы шлюзов, разобрали местные жители, русла каналов заилились, кое-где образовались островки, зарастающие черной ольхой и ивняком.

В ходе мероприятия присутствующие смогли увидеть эскизы проекта экспозиции и поделиться впечатлениями и своими идеями.

***

Уважаемые лепельчане, возможно, у кого-то близкие родственники работали на Березинской водной системе и вам рассказывали интересные факты из истории этого важного объекта. Просьба поделиться любой, даже, на ваш взгляд, незначительной информацией с работниками музея.

Также краеведческий музей с благодарностью примет в дар любые предметы, фотографии, документы, которые связаны с историей Березинского канала. Все это позволит создать более качественную и полную экспозицию.

Наталья Храповицкая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>