Речь на кончиках пальцев… Утверждает лепельский логопед

zanyatie-po-razvitiyu-rechi-i-melkoj-motoriki-v-detskoj-studii-razvitiya-karamelka-1С трудностями речи сталкиваются и дети, и взрослые. Первые, как правило, – из-за особенностей психофизического развития недавно сформировавшегося речевого аппарата, а вторые – после получения физических, психических травм либо вследствие тяжёлых заболеваний. Человеку, ограниченному в возможности выражать свои мысли, не всегда легко иметь коммуникации с окружающими людьми. Тогда на помощь приходят логопеды – специалисты, которые корректируют и предупреждают дефекты речи.
Ирина Орлова – профессиональный логопед. Она совмещает работу учителя-дефектолога и педагога-психолога в Полсвижской базовой школе Лепельского района. Кроме того, Ирина занимается предпринимательством. Женщине удалось реализовать замечательный проект и открыть детскую студию развития «Карамелька». Здесь она и проводит свободное время, занимаясь ранним развитием детей. Здесь я и побывал накануне Международного дня логопеда.
– Ирина, расскажите, пожалуйста, о своей профессии.
– Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и коррекцией различных дефектов речи. Однако в нашей стране все логопеды относятся к группе учителей-дефектологов. Поэтому мы, специалисты в названной области, работаем с более широкой группой – детьми с особенностями психофизического развития. Это накладывает на нас большую ответственность. Чтобы корректно составить программу занятий, учитель-дефектолог как минимум должен знать дефектологию и олигофренопедагогику. Дефектолог также работает над улучшением памяти ребёнка, развивает его мышление и восприятие окружающего мира.
– Однако, наверное, к логопеду обращаются не только дети?
– Логопед работает с широким, по возрастному критерию, диапазоном людей. Возникают ситуации, когда за услугами логопеда обращаются взрослые люди. Например, такое может случиться в период реабилитации после инсульта, когда есть острая необходимость в постановке речи. Однако нашими основными посетителями являются дети. Ранняя диагностика хороша тем, что если дефект речи удалось выявить вовремя, соответственно, и коррекция происходит быстрее.
– Существуют ли нормы оценки речи?
– Однозначно, о них обязаны знать все педагоги, и для этого не нужно быть логопедом. Интуитивно о них знают и родители, когда, например, слышат дефект в произношении какого-либо звука речи ребёнка. Однако родители нацелены верить в лучшее и не всегда вовремя обращаются к специалисту. В моей практике была ситуация, когда родители привели 4-летнего ребёнка с отсутствием речи. На мой вопрос, почему так поздно обратились, мама ответили, что отец ребёнка также поздно заговорил, и они приняли это как наследственный фактор. Конечно, устранить дефект в таком возрасте уже крайне трудно.
– Ирина, существует расхожее мнение, что логопед так или иначе нужен всем детям. Так ли это?
– Очень важно с какой точки рассматривается вопрос. Если речь идёт о коррекционной функции развития речи, развитии моторики (мелкая моторика – это разнообразные движения пальчиками и ладонями, крупная – это движение всей рукой или телом) ребёнка, развитии внимания или же памяти, то вполне возможно. Однако если необходима помощь в постановке звуков, то это не так. Есть дети, которые самостоятельно говорят хорошо, и им не нужен логопед.
– Можно ли сказать, что с течением времени детей с нарушением речи становится всё больше?
– Однозначно это, к сожалению, так.
– По вашему мнению, с чем это может быть связано?
– Часто задаюсь этим вопросом. Предполагаю, что это связано с развитием информационных технологий и гаджетов. Дети меньше рисуют, меньше играют. Не происходит живого общения, и это, в свою очередь, приводит к нарушениям в физическом и психическом развитии. Большой проблемой является также стремительное ухудшение моторики у детей. А так как развитие речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики, учащаются и дефекты речи. Как говорят в профессиональных кругах, речь находится на кончиках пальцев.
– Как понять родителям, что пришло время «бить тревогу»?
– Всё индивидуально, но если ребёнок к 3 годам не говорит и не может складывать простые предложения, необходимо обратить на это внимание и провести диагностику у специалиста. Также сейчас очень много аутичных детей, и такую проблему очень важно вовремя заметить и обратиться к специалисту. Часто родители хотят верить в лучшее и отрицают или не замечают особенностей своего ребёнка. Если проблема только в речи, то её можно восстановить и в 4 года. Родителям же ребёнка с особенностями психофизического развития очень важно обратиться к логопеду свое­временно.
– Как же осуществляется ранняя диагностика?
– В г. Лепеле работает Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в школах и детских садах работают пункты психолого-педагогической помощи. В Полсвижской базовой школе, где я работаю, также есть такой пункт. Сейчас там занимаются 25 детей. Специалисты заняты выявлением дефектов не только в развитии речи, но и отклонений в развитии психики ребёнка.
– Родителей часто интересует вопрос, как быстро можно увидеть результат после занятий с логопедом.
– Всё индивидуально. Если ребёнку нужно поставить только звуки и его речевой аппарат уже сформирован, не нужно тратить много времени на артикуляционную гимнастику (выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов), то процесс не займёт много времени. С другой стороны, если ребёнок пришёл на занятие к логопеду в 5 лет и у него отмечается общее недоразвитие речи, то работа с ним может проходить от полугода и больше. Всё зависит от сложности диагноза и частоты сеансов.
– Можно ли навредить ребёнку, занимаясь с ним самостоятельно, не прибегая к помощи логопеда?
– Если родители начнут пытаться ставить звуки ребёнку, проникая в ротовую полость с помощью пальцев, палочек, то можно навредить, сформировав речевые ошибки. Если же родители будут делать с ребёнком артикуляционную гимнастику, то это только приветствуется, и навредить здесь нельзя.
– Ирина, какие методики в детской студии развития «Карамелька» используете вы лично?
– Мы не ограничиваемся логопедическим направлением. Наша функция более обширна, и мы занимаемся развитием детей в принципе. Пользуемся программами руководителя московских детских центров «Лас-Мамас» и «Классики» Зарины Ивантер, а также методическими разработками Анны Новик, руководителя детского клуба раннего развития «Развивалочка». Кроме того, я самостоятельно составляю программы по запуску речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>