Разжечь в ребенке искру творчества — задача лепельского педагога-организатора

img_4382Все мы хотим, чтобы наших детей обучали и воспитывали мастера своего дела. И когда такие люди встречаются на жизненном пути, мы понимаем, насколько важна педагогика как наука. Ведь учитель работает с еще несформированным организмом, его психикой, эмоциями и чувствами. Это всегда сложнее, чем работа с любым техническим устройством.
Анна Качаненко — молодой специалист, которая начала свою трудовую детяльность в ГУО гимназия имени И. М. Ерашова в должности педагога-организатора. Анна — разносторонне развитая личность, которая имеет свое мнение и позицию. Педагог обладает свежим взглядом на проблему обучения и воспитания, ее видение рабочего процесса меняет устоявшиеся шаблоны и стереотипы.
— Когда и как вы приняли решение стать педагогом?
— У меня всегда получалось находить общий язык с маленькими детьми. Примером для меня стала первый учитель Людмила Мисник. Это очень творческий человек, который раскрыл во мне много способностей. Предпочтение я отдавала рисованию. На вопрос, кем хочу стать, я всегда отвечала, что буду педагогом. Считаю, что это замечательная профессия, которая раскрывает человека как личность. Я очень долго к этому шла, не всегда было просто. Профессия учителя требует много внимания и концентрации. Главная задача педагога, на мой взгляд, — научить детей жить в гармонии с окружающим миром, разжечь в ребенке искру творчества и помочь найти себя.
— Как же начался ваш путь в педагогике?
— Начну с того, что я хотела стать учителем рисования. В начальных классах я стала посещать художественное отделение Лепельской детской школы искусств. Моим преподавателем была Марина Николаевна Будревич. Под ее чутким руководством я создавала первые работы и уже понимала, что от меня требуется. Ведь учитель математики — это одно, а педагог-художник — абсолютно другое. После окончания одиннадцати классов передо мной встал нелегкий выбор учебного заведения. И все же с направлением деятельности на тот момент я уже определилась. Поступила на художественно-графический факультет, кафедру изобразительного искусства, черчения и народно-художественных промыслов Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. На этой кафедре нас учили сразу по нескольким направлениям — не только преподаванию, но и рисованию, черчению, вязанию, шитью и соломоплетению. Именно тогда я смогла всесторонне раскрыть свои творческие способности. Я очень ценю эти четыре года. Не зря говорят, что студенческие годы — лучшие и самые яркие. В моменты прохождения педагогической практики я еще раз убедилась в том, что хочу работать с детьми. После выпуска меня направили по распределению в гимназию имени И. Ерашова г. Лепеля. Здесь на должности педагога-организатора отработала полгода.
— Как же, получив специальность на художественно-графическом факультете, вы были распределены в гимназию педагогом-организатором?
— Изначально меня должны были распределить в школу искусств керамистом. Уже представляла себя на рабочем месте преподавателем по керамике, но судьба распорядилась иначе. На тот момент очень переживала, потому как понятия не имела, что от меня требуется. Очень волновалась, что эта должность подавит во мне творческое начало. Однако я ошибалась, потому как педагог-организатор — это и есть само творчество.
— Чем же запомнились первые дни работы?
— В первую очередь, как уже сказала, немного пугало непонимание того, что я должна делать. В общих чертах, конечно, знала, что должна буду организовывать различные мероприятия. Однако в любом деле есть свои нюансы, о которых я понятия не имела. Тяжело было привыкнуть и к дресс-коду. Творческому человеку, как воздух, необходимо быть ярким, выбиваться из общей массы. В школе же мне приходится придерживаться строгого стиля в одежде. Однако я все-таки стараюсь проявлять творчество во всем, что касается моего внешнего вида. Всегда нужно понимать, что теперь являюсь преподавателем, а поэтому должна выглядеть и говорить соответствующе, следить за своим поведением, за поведением в социальных сетях. Словом, необходимо быть примером и помнить об этом всегда и везде.
— Анна, как проходила ваша адаптация на рабочем месте?
— За мной был закреплен наставник — заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Щербач. Это прекрасный человек. Вот уже полгода она идет рядом со мной, поддерживает и помогает буквально во всем. Несмотря ни на что, горести и радости мы делим пополам.
— Необходимо ли, на ваш взгляд, закрепление наставника за молодым специалистом?
— Безусловно, это очень важно. Придя после университета на свое первое рабочее место, быстро понимаешь, что теоретические знания очень важно умело применить на практике. Слушать лекции в зале — это одно, а работать непосредственно с детьми — абсолютно другое. Тут уже сам молодой специалист нуждается в поддержке, и хорошо, когда она есть. Мне в этом плане очень повезло.
— Что самое интересное в вашей профессии?
— Конечно, это непосредственная работа с детьми. Подготовка к различным мероприятиям, выступлениям, когда нужно пройти путь от репетиции до представления, попутно заряжаясь какой-то особой энергетикой. Все проблемы уходят на второй план, когда не ощущаешь счета времени. Словом, ты там, в процессе, сливаешься с ним в одно целое. Это ни с чем не сравнимое чувство. Через этот процесс взаимодействуешь с детьми, раскрываешь их способности, чувствуешь все их переживания и волнения. В такие моменты мы — единое целое, команда. Любой процесс предполагает результат. Видеть результат нашей с детками работы — очень важно для меня, ведь это значительный опыт. Бывает, не все получается сразу, но такие ситуации подстегивают в следующий раз сделать лучше. Всегда есть к чему стремиться, и мы работаем, чтобы быть лучшими — такая вот простая философия.
— Расскажите подробнее об обязанностях педагога-организатора.
— Занимаюсь подготовкой, организацией мероприятий, которые проходят как в рамках гимназии, так и вне учебного заведения. Руководствуюсь планом работы педагога-организатора на год и ежемесячным планом. Кроме организации массовых мероприятий, выполняю координацию деятельности детско-юношеских обществ и объединений, которые действуют в гимназии. Также занимаюсь индивидуальной работой с учащимися, которые требуют особого педагогического внимания. Одновременно стараюсь совершенствовать свой профессиональный и методический уровень. Основной задачей педагога-организатора является активное содействие личностному развитию школьников, формирование у них творческих способностей и общей культуры.
— Анна, расскажите, как проходит подготовка к мероприятию.
— На первом этапе я получаю на руки положение. Это основной документ, который регламентирует условия и порядок проведения любого мероприятия. Там всегда прописаны цели и задачи предстоящего мероприятия, сроки, место и условия его проведения, а также порядок определения победителя. Ознакомившись с положением, я уже знаю, кого из ребят могу привлечь к участию. Затем приступаю к написанию сценария. Это очень ответственная задача. Хороший сценарий — уже половина победы. После этого занимаюсь подбором музыки и различных атрибутов, а затем мы приступаем непосредственно к репетиции, где и происходит все самое интересное. Репетиция — это мой любимый и самый яркий этап в подготовке к выступлению. Именно здесь мы взаимодействуем с ребятами и нередко меняем сценарий, написанный изначально.
— Есть ли у вас педагогическая «фишка»?
— Да, нечто подобное существует. В работе с детьми стараюсь оставаться естественной, не играть роль строго учителя, а взаимодействовать с детьми, воспринимая их как равных. По-моему мнению, такой метод очень важен в работе педагога. Детям при этом комфортно — они могут сконцентрироваться на работе и влиться в процесс гораздо быстрее. К тому же такой подход раскрепощает детей, они чувствуют себя более уверенно. Нередко это способствует появлению различных импровизаций, которые мы иногда вносим в сценарий. Однако важно контролировать этот процесс: все же некая доля субординации должна оставаться. Главное — не подавлять детей, дать им возможность раскрыться.
— В чем, на ваш взгляд, особенность современных детей?
— Считаю, что современным детям свойственна своего рода неприспособленность. Конечно, в этом виноваты не они, в основном это вина тех, кто с ними взаимодействует. Большинство родителей слишком ограждает детей от проблем, стрессовых ситуаций, огорчений, боли и прочих негативных явлений, которыми наполнена жизнь. В результате вырастают дети, которые абсолютно не умеют адаптироваться, не знают, как поступить при возникновении проблем. На мой взгляд, необходимо давать детям слегка обжечься — и это должен быть управляемый процесс. Необходимо создавать проблемные ситуации и позволять ребенку решать их самостоятельно. Взрослому же нужно всегда находиться рядом, наблюдать и в какие-то моменты помогать, оставаясь при этом в тени. Таким образом возможно моделировать для маленького человека ситуацию успеха. Если же не все получилось, необходимо сделать так, чтобы ребенок сам понял, в чем причина неудачи, и предоставить ему еще одну попытку.
— Какие проблемы вы испытываете в работе с детьми?
— С развитием интернета и информационных технологий многие дети получили доступ к ничем не ограниченному потоку информации. Помимо изучения школьных предметов, они перегружают себя информацией, к которой, зачастую, еще не готовы. Происходит сильное рассеивание внимания и в результате — клиповое мышление, характерное современному обществу. Это накладывает определенные трудности на работу с детьми, так как они мыслят шаблонами и стереотипами, взятыми из интернета, и совершенно неспособны к творчеству. С другой стороны, это говорит о том, что у специалистов моей области будет очень много работы (смеется).
— Поделитесь своими планами на будущее.
— Для меня очень важно развитие в области творчества. Совершенно точно, что я не планирую останавливаться и хочу постигать все новые и новые вершины. Планирую окончить магистратуру, а дальше… Маленький секрет.
Во время беседы с Анной ощутил ее творческую энергию. У молодого творческого педагога много интересных замыслов, ярких идей. И пусть все они обязательно осуществятся с помощью одаренных воспитанников!
Никита ПОЗНЯК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>