“Оживший” фольклор

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНа страницах нашей газеты вы уже не раз встречались с фольклорным коллективом «Сунічкі». И замечу, такое дежавю неслучайно: поводов обратить внимание на Стайскую детскую школу искусств и традиционной культуры с каждым годом становится все больше и больше. К примеру, нынче — в 2013-ом — коллектив «Сунічкі» стал заслуженным. Из детских сельских коллективов такое звание он получил вторым в республике. Как это удалось и чем сегодня живут, сейчас и узнаем…

Оглядываясь в прошлое

 Как только заканчиваются уроки, стайские школьники домой не спешат: у них другой маршрут — школа искусств и традиционной культуры. Эти занятия посещают все ученики средней школы, приезжают сюда даже пышнянские ребята. Школьный класс обычно соответствует группе.

 Первым в расписании стоит хореография. Классическому, народному и фольклорному танцам учат руководитель коллектива Вероника Хомбак и педагог Алеся Кажемская. От танцевальной азбуки — постановки рук и ног — до сложных элементов испанского и немецкого танцев осваивают ученики. И если в далеком 1996 году, когда только появился коллектив, его направление было исключительно хореографическим, то теперь есть отделение народного творчества с вокальным уклоном. Цимбалы, баян, аккордеон, фортепиано, домра, скрипка — на музыкальном отделении предпочтение можно отдать любому инструменту. Желающие еще записываются и на предмет по выбору — устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство и музыкальный фольклорный инструмент.

 Белорусским традициям в Стаях учат с детства: самым маленьким из 117 воспитанников — по три года. Хороводы, потешки, припевки они разучивают с интересом, на концертах танцуют в парах со старшими учениками.

 — В фольклоре ничего нового не придумаешь, нужно глубже искать старое, — замечает руководитель коллектива Вероника Хомбак. — Так, в первую очередь, хотелось бы разнообразить музыкальное отделение древними инструментами. К примеру, дуду уже осваивает преподаватель устного народного творчества Евгений Ясюкевич, свои навыки он и передаст детям. Для вокала не помешала бы лира, а для оркестра — диатонические цимбалы. Инструменты ручной работы стоят немало…

 К слову, дорого обходятся не только они. 80 миллионов недавно ушло на обновление костюмов: 12 купили для пятого класса, 24 — для самых маленьких детей. У каждого из участников — свой костюм Лепельского строя, сделанный вручную. В отличие, к примеру, от эстрадных исполнителей, менять наряд каждый номер артистам фольклорного жанра не приходится: разнятся лишь его отдельные элементы. Главное требование — костюм должен соответствовать региону. К слову, в этой школе изучением местного фольклора не ограничиваются: преподаватели знакомят детей и с особенностями народных традиций других мест.

 Собирают давно забытые рецепты у бабушек и ученики, готовят блюда на занятиях любительского объединения «Смачна есці». На одном из последних квасили капусту. После исторического экскурса педагога Юлии Жалейко, которая рассказала о вкусе продукта в зависимости от фаз луны, дети приступили к практикуму, и все по правилам предков.

О скромности и «фонограммном» табу

 Ступы, ночевки, кросна, вышивки, иконы — «живое прошлое» собирают в школьном музее. Есть здесь и свой кукольный театр.  Взрослые и дети второй год играют в ансамбле гармонистов. Семь лет назад детский ансамбль народных инструментов организовала Елена Бородейко. Аккомпанирующей группой педагогов руководит Наталья Бабич, за подготовку вокалистов отвечает Людмила Шипуля. Возвращаются в свою альма-матер и выпускники — только уже «в новом амплуа». К примеру, года еще не проработав, учитель по классу скрипки Елена Помолейко уже успела стать незаменимой. Ее присутствие на концерте было настолько важным, что пришлось перенести важные планы.

 Выступают стайские артисты всегда только под живую музыку, но нет правил без исключений. Вероника Александровна вспоминает один случай, когда воспитанники танцевали под фонограмму. Лето. Город Ульяновск. Поехать со своими учениками никто из педагогов не смог, сопровождала детей на гастролях учитель средней школы. Первые звуки фонограммы — и юные артисты без единой подсказки показывают отрепетированную в школе программу. Такое бережное отношение к своей культуре не могло не удивить главу российской области, который, оценив уровень мастерства, попросил выступить ребят в других детских лагерях…

 — Народные виды искусств воспитывают в детях внутреннюю скромность, — считает Вероника Александровна. — К примеру, в танцах есть такие моменты, которые мальчиков возвращают к красивым ухаживаниям. Наши девочки не пользуются косметикой. А еще сегодня родители мало внимания уделяют семейной педагогике. Мы же учим этим навыкам, даем ту базу, которая поможет воспитать своих детей. Ученики следят за собственными костюмами, шьют наряды для кукол, могут рассказать множество сказок и загадок…

 Соломоплетение, вытинанка, вышивка, плетение поясов — в школе предпочтение отдают девичьим направлениям декоративно-прикладного творчества. В будущем планируется эту ситуацию исправить: к примеру, научить мальчишек лозоплетению. И кто знает, может, скоро ребята будут продавать свои труды на выставках. Пока же о белорусском фольклоре гостям Лепельщины «Сунічкі» рассказывают в своих программах, причем зрители не посторонние наблюдатели, а непосредственные участники народных обрядов и игр. Согласитесь, чем не помощь туризму?

 Более ста дипломов республиканских и международных конкурсов: «Сунічкі» успели завоевать признание не только на родной земле. Уже в июне коллектив опять отправится покорять сердца любителей традиционной культуры другой страны. В этот раз путь лежит в Болгарию, на международный детский фестиваль «Солнце, радость, красота». Осталось совсем немного, и белорусский фольклор с лепельским колоритом вновь оживет на сцене зарубежья в исполнении наших артистов…

Екатерина ОСОВСКАЯ.        

 На снимке: играет Кристина Жерносек; педагоги демонстрируют элементы колядного обряда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>