Команда выиграла для своей организации автомобиль ГАЗ-3309

139 Областные соревнования по профессиональному мастерству среди бригад по ремонту и обслуживанию распределительных электрических сетей 0,4-10 кВ завершились победой электромонтеров Лепельского РЭСа. Команда выиграла для своей организации грузопассажирский автомобиль ГАЗ-3309. Однако почивать на лаврах и расслабляться еще рано — впереди состязание сильнейших на уровне республики.

За компьютерными столами в специальной программе оттачивают теоретические вопросы два Сергея — Лях и Кулеш. На выбор предлагается несколько вариантов ответов. Со стороны, если не вчитываться, напоминает сдачу ПДД. Евгений Рудь изучает специальную литературу, а мастер Андрей Мартинкевич готовит сопроводительную документацию. Для полного состава не хватает Павла Азевича, который ушел в отпуск. У электриков дежавю, ведь относительно недавно они уже всем этим занимались перед областным этапом.
Вообще в энергосистеме ежегодно соревнуются те или иные ее подразделения. Непосредственно представители распределительных электрических сетей 0,4-10 кВ — раз в три года.
Впервые нынешний состав команды выступил в 2014 году и имел неожиданный успех. Их предшественники дальше области не проходили. Отбор в сборную бригаду проводился сначала внутри РЭСа. Учитывались следующие критерии: опыт, физическая подготовка, личностные качества и т.д. Затем ребята соревновались среди Полоцких сетей, включающих в себя помимо нашего района еще семь. Став лучшими на зональном и областном отборе, команда представила РУП «Витебскэнерго» в Гродно. Туда съехались настоящие мастера своего дела со всей страны. Лепельчане заняли тогда третье место, уступив всего один балл коллегам из Минска.
* * *
Удастся ли нашим электромонтерам полностью повторить или даже превзойти свои достижения трехлетней давности — покажет время. Но на данный момент за плечами два месяца непрерывной подготовки, командировки в Витебск для тренировок в реальных условиях соревнований и, главное, ценный приз.
Проживали в «Лучесе». Незабываемый вид открывался с обзорной площадки на четырнадцатом этаже здания. Ночной город с такой высоты — удивительная картина даже для верхолазов, коим является каждый участник команды. Но это небольшое лирическое отступление.
Три дня соревнований морально и физически дались нелегко. Во-первых, сказались погодные условия. Во-вторых, такой сложной судейской системы, где участие принимают четырнадцать судей, а количество баллов доходит до двухсот, нет ни в одной даже спортивной дисциплине. В-третьих, в процессе сложно выявить лидера. Если же он намечается, то самый непростой этап, теоретические вопросы, все равно проходит в последний день и многое решает. Естественно, к этому моменту напряжение достигает пика.
* * *
140Что же представляют собой эти соревнования? Электромонтеры-победители зональных этапов съезжаются на рабочих машинах в область. Лепельчане отправились на той, которую выиграли в прошлый раз. С собой все инструменты, более сорока наименований, и экипировка. Каждый, даже самый небольшой, агрегат должен сопровождаться документами: технический паспорт, сертификат соответствия. В противном случае судья может снять баллы или вовсе отстранить от задания.
После торжественного построения — жеребьевка. Огромный учебный полигон разбит на несколько секторов, и команды выступают параллельно. Первым испытанием стала «Замена самонесущего изолированного провода». Кажется, с такой работой им приходится сталкиваться ежедневно. Однако это мнение ошибочное. И дело здесь в самом проводе, напоминающем крепкий жгут. По причине его долговечности (около семидесяти лет), он в редких случаях требует вмешательства. Правда, в нашем районе, как и во многих других, из-за высокой стоимости проведен далеко не везде. Соответственно, практики с ним у электромонтеров меньше. Несмотря на описанный нюанс, команда справляется за полтора часа.
Следом шла замена железобетонной опоры десять кВ. В каждом из заданий приветствовалась скорость, но быстрее других завершилось снятие пострадавшего и его реанимация на второй день — две минуты и тридцать три секунды. В натуральный человеческий рост девяностокилограммовый робот-тренажер «Гоша» висел на проводах. Электромонтер Сергей Кулеш рванул ему на помощь и поразил даже судей умением взмывать на «когтях» по «столбу». Тяжеленного «пострадавшего» с помощью веревки опустили вниз и оказали ему неотложную медицинскую помощь. Усовершенствованный манекен шестого поколения после непрямого массажа сердца и искусственного дыхания пришел в себя. Однако чувствительные датчики показали «сломанное ребро». Сняли балл. Никакие доводы о том, что это признак качественно проведенной реанимации, на судью не подействовали.
В «Тушении пожара на КТП» — комплектной трансформаторной подстанции — также возник спорный момент. По мнению женщины-судьи, электромонтер Сергей Лях подошел к очагу на расстояние меньше метра, что недопустимо и штрафуется. Парень был уверен, что дистанции не нарушал. В беседе та сделала осечку, продублировав свои слова жестами. Видимо, женщина не знала, что у среднестатистического человека длинна его вытянутых рук прямо пропорциональна росту, соответственно и нарушения не было. Дальше по жребию — петля «фаза-ноль». Измеряли сопротивление провода. Завершающим этапом стала замена проходного изолятора на КТП. Работа кропотливая, требующая большой точности — произвели более девяти замеров, составили график, рассчитали все по формулам, а их немало, и… оказались у финишной черты.
Осталось сдать теорию — более тысячи вопросов. Если до этого момента команда все делала сообща, распределив обязанности, то с компьютером каждый участник остался один на один. Лучшим оказался Евгений Рудь, который ответил безошибочно, как и два его товарища, но просто сделал это быстрее. Теперь несколько подробнее о нем и коллегах.
Парень устроился в РЭС практически сразу после армии — в 2003 году. Решил пойти по стопам своего отца, работающего в электросетях всю жизнь. В коллективе имеет репутацию дисциплинированного и доброго человека, что чувствуется даже при первой встрече. Сергей Кулеш и Сергей Лях схожи только именами. Первый попробовал себя в разных сферах, даже за пределами республики, но по-настоящему свое место нашел в 2006 году, где и трудится по сей день. Склад характера прямолинейный, общительный и быстрый. У Сергея Ляха в трудовой книжке указано одно единственное место работы, на которое попал не случайно. Долго выбирал, куда поступать, и остановился на энергетике — направлении, по его мнению, всегда востребованном и актуальном. Если бы не стал электромонтером, то, кажется, был бы хорошим военным. Говорит по делу и не много, держится уверенно и строго. Андрей Мартинкевич в сборной бригаде самый опытный. Отработал шестнадцать лет, последних десять из которых — мастером КТП. Умеет организовать команду, знает, как подбодрить, где пошутить, и вызывает уважение у подчиненных.
Отдельного внимания заслуживает Виктор Ермошкин, который на прошлых соревнованиях ездил с бригадой в качестве главного инженера и не оставил ее сейчас, став начальником. На всех этапах присутствовал лично и отстаивал, как мог, интересы своих подчиненных.
Евгения ЛЯХ.
На снимках: Евгений Рудь готовится к соревнованиям; Виктор Ермошкин, Андрей Мартинкевич, Сергей Лях, Евгений Рудь, Сергей Кулеш (справа налево) возле выигранного автомобиля.
Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>