Неизменной на протяжении всех лет остается академическая манера исполнения

kitajcy

В далеком 1965-м году на базе Березинского биосферного заповедника создается самодеятельный хор, на тот момент еще без названия. Состав смешанный. Количество участников порой доходит до шестидесяти человек. Репертуар — советские песни, образцы белорусского народного творчества и шедевры мировой классики. Это были времена расцвета хорового жанра в самодеятельности…
К восьмидесятым годам творческий коллектив становится «Березиночкой» и сугубо женским. Начиная с восемьдесят восьмого года он действует при Домжерицком сельском Доме культуры. Неизменной на протяжении всех лет остается академическая манера исполнения, то есть классическая с большой резонансной силой.
Еще одна памятная творческая веха: в девяносто шестом году хор приобретает высокое звание «народный» и сохраняет его по сегодняшний день.

Выпускница Витебского музыкального училища и Белорусского государственного университета культуры Елена Прокопович вспоминает, как со слезами на глазах сдавала пятьдесят народных песен наизусть. Зато сейчас, не обращаясь к письменным источникам, обрабатывает те самые песни для своего коллектива и вот уже двадцать лет руководит им. Личность разносторонняя. Пишет песни, сценарии, поет сольно и постоянно выискивает конкурсы, чтобы поучаствовать. В 2012 году выиграла тендер на бесплатный курс повышения квалификации. Три недели на острове Валаам, что в Ладожском озере, изучала знаменный распев — основной вид древнерусского богослужебного пения. Погрузиться в донотный период (до семнадцатого века) и прочувствовать на себе музыкальную специфику того времени — незабываемый личный опыт.
Параллельно с «Березиночкой» дает уроки старшему хору Домжерицкой детской школы искусств. Вместе с тем Елена Владимировна отмечает музыкальные тенденции современности — стремление к сольным выступлениям и самопиару. Коллективный труд — сложный, требующий определенных личностных качеств, а значит, не для каждого. В хоре произведения делятся на партии, которые, в свою очередь, поются альтами (низкий голос) и сопрано (высокий голос). С последними периодически возникают сложности — их в природе меньше.

rukovoditel2

К счастью, удается сохранить костяк творческого коллектива в двенадцать человек. Сделаем краткую зарисовку отдельных участников. Татьяна Богуцкая — орнитолог. Переехала из Минска в Домжерицы по работе. Девятнадцать лет верна этому песенному хобби. Если сюда приплюсовать одиннадцать лет в школьном хоре — практически всю сознательную жизнь. Ольга Загайкан — администратор гостиничного комплекса «Плавно». Увидела выступление хора на «разогреве» у известного белорусского певца Александра Солодухи. Ей настолько понравилось, что вскоре сама стала одной из «березиночек». Экскурсовод Елена Вашкевич приехала из Прибалтики в девяностых. Пришла сразу. Людмила Войтеленок — работница Домжерицкого лесничества, Оксана Спильная, директор местного СДК, и супружеская чета Марина и Александр Несон — вот основной состав тех, кто посвятил долгие годы этому коллективу.
Любовь Ставровская, некогда занимавшая должность ведущего научного сотрудника в научном отделе Березинского биосферного заповедника, ботаник, открыла новый вид орхидей. Это ветеран хора — поет со дня его основания и в первых голосах, что означает основной, более звонкий. Знала всех экс-руководителей лично.

Гастрольная и творческая жизнь «Березиночки» разносторонняя: может давать концерты в сельском Доме культуры, а через два дня встречать высокопоставленных гостей. Благодаря тесному сотрудничеству с заповедником певцы хоть и не ездят по всему миру, зато со всего мира приезжают к ним.
Принимали министра искусств и культуры ЮАР со свитой. Песни и пляски были горячими, но вот наше лето гостям с африканского континента показалось холодным — сидели в куртках.
Китайская делегация во главе с замминистра обороны страны с удовольствием слушала белорусские народные песни, принимала участие в танцах и угощалась караваем. Из знаменитых земляков летом заглянула Виктория Азаренко с друзьями. Формат визита неофициальный, однако именитая теннисистка была приятно удивлена.
— Никогда не забуду научный форум в 1997 году, когда к нам приехали ученые с разных уголков планеты — грандиозное событие. Я только устроилась на работу. Мы выступили и удалились в отдельную комнату. Там для себя уже продолжили петь частушки. Дверь приоткрыл Николай Дроздов, известный ведущий передачи «В мире животных», и с улыбкой спросил: «Девчонки, здесь так весело, можно к вам?» Постепенно за Николаем Николаевичем перебрались петь песни все официальные лица, — вспоминает Елена Прокопович.

xor

В творческой копилке «Березиночки» много интересного и необычного. В сжатые сроки удается подготовить программу для самой различной аудитории. К примеру, однажды автобус из Санкт-Петербурга привез детсадовских малышей с воспитателями и родителями. Здесь пришлось проштудировать фольклор и адаптировать выбранные произведения для детского уровня.
При демонстрации народных обрядов «Каляда», «Багач», «Троiца», «Купалле» на ряду с песнями и играми коллектив дает мастер-классы по танцам. Уникальный местный вариант — хороводные с подпевками. С удовольствием выезжают на гастроли в соседние районы. В Бегомле часто выступали в храме Всех Святых на Рождество. Пели а капелла, то есть без инструментального сопровождения. К слову, на международном фестивале «Браславские зарницы» коллектив получил диплом за лучшее исполнение произведения именно в этом жанре. В августе прошлого года были в Докшицах на фестивале двух рек. Январь нового года начался также с поездки на праздник, проходивший в духовной семинарии Витебска. Однако очень хочется коллективу чаще выступать в родном Лепеле. Пусть только кто-нибудь пригласит — за ними дело не станет.
Евгения ЛЯХ.
На снимках: китайские гости принимают участие в мастер-классе по танцам; руководитель женского народного хора «Березиночка» Елена Прокопович; творческий коллектив на очередных гастролях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>